Правительственными Постановлениями в марте 2015 года
В первой половине марта 2015 года в закон 44-ФЗ о контрактной системе госзакупок был внесен ряд изменений "антикризисными" постановлениями Правительства РФ. Связаны они, в первую очередь, с падением курса национальной валюты и сложными экономическими условиями в стране.
Стоит отметить, что контрактная система госзакупок в последнее время претерпела большое количество изменений, дополняющих и изменяющих
законодательные нормы организации и проведения государственных закупок. Ознакомиться с ними вы можете на специальной странице нашего портала, на которой собраны все актуальные и полезные сведения о 44-ФЗ.
ПП № 196 от 5 марта 2015 года
Данное Правительственное Постановление регламентирует списание неустоек или их отсрочку, которые были выставлены исполнителям госконтрактов за допущенные ими нарушения по исполнению обязательств госзакупки.
ПП РФ № 196 обязывает заказчика:
списать с исполнителя неустойку, если ее размер не больше 5% от стоимости контракта;
списать с исполнителя половину предъявленной неустойки, если ее размер находится в пределах 5-20% суммы госзаказа;
отсрочить уплату по неустойкам до окончания 2015 года, если ее величина превышает 20% от суммы госзакупки.
Также в ПП № 196 описаны случаи, при которых вышеуказанные правила не действуют.
ПП № 198 от 6 марта 2015 года
ПП РФ № 198 вносит в законодательство РФ регламент реализации ч.1.1 статьи 95 закона 44-ФЗ, в которой идет речь об условиях заключения госконтрактов. Теперь, ввиду непредвиденного роста цен на ТРУ и понижения курса рубля, заказчик и исполнитель по совместной договоренности могут пересмотреть условия контракта в отношении увеличения его цены или изменения стоимости конкретных работ, товаров или услуг.
ПП № 199 от 6 марта 2015 года
Правительственное постановление вносит дополнение в ч.2.1 статьи 96 44-ФЗ, в которой описывает условия и случаи, которые позволяют заказчику не требовать от исполнителя обеспечения исполнения госконтракта.
Самыми распространенными случаями правомерности возможности не установления требования по обеспечению исполнения контракта можно назвать:
При предусмотренной заказчиком постоплаты: каждый этап по исполнению контракта заказчик будет оплачивать в размере не больше 70% от его стоимости с выплатой оставшихся 30% после выполнения всех условий. Аванс при этом не должен превышать 15%.
Заказчик объявляет закупку только для СОНКО и СМП.
В закон 44-ФЗ может быть введена возможность заключения долгосрочных госконтрактов
Минфин, Минэкономразвития и Минпромторг подготовили совместный законопроект, позволяющий заключать долгосрочные госконтракты с производителем напрямую без необходимости проведения конкурса. При этом исполнитель обязуется локализовать производство своей продукции на территории России.
Срок таких долгосрочных контрактов ограничен 7-ью годами. Если предприниматель согласится локализовать производство заказанной государством продукции на территории страны, то она будет у него выкуплена без проведения торгов, то есть, как у единственного поставщика.
Чиновники считают, что такой подход к госзакупкам будет стимулировать поставщиков создавать новые промышленные мощности в РФ. Согласно законопроекту, предпринимателей не обязуют предоставлять обеспечение исполнения долгосрочных контрактов, что также скажется на стремлении западных компаний участвовать в госзакупках России. На данный момент проект уже поддержал Минфин и его рассматривает правительство, сообщает Миэкономразвития.
Вышеописанные нормы будут включены в закон №44-ФЗ о контрактной системе. Нормы закона со всеми изменениями и правками, а также сопутствующую информацию, вы можете найти на специальной странице о законе 44-ФЗ на нашем портале.
Сергей Габестро, генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок, считает, что разработанная чиновниками модель законопроекта непрозрачна и имеет коррупционный характер. Этот закон создаст необоснованные преференции для компаний, создав для них монопольные условия на поставку определенной продукции для государственных нужд. Сергей прогнозирует ухудшение конкуренции на рыке госзакупок ввиду того, что заказчики будут иметь возможность закупать необходимую продукцию без предъявления требований по ее обеспечению у единственного поставщика. При этом прочие производители такой же продукции при желании заключить госконтракт будут вынуждены участвовать в конкурсе без гарантий на закупку произведенных товаров.
Екатерина Смирнова, работающая в юридической компании «Яковлев и партеры», видит ситуацию не столь критической. Она считает, что система госзакупок будет ограничена лишь незначительно, так как правительство и так имеет право в любой момент изменить текущий способ проведения госзакупок.
Сотрудник из нефтяной компании думает, что таким способом Минэкономразвития пытается привлечь в Россию хоть какие-нибудь инвестиции. Однако он опасается, что после создания на территории РФ производства требуемой продукции заказчик будет покупать ее у другого поставщика через закрытый конкурс.
Анна Золотарева, сотрудник Института Гайдара, считает, что поощрять производителей через госзакупки не стоит, так как в данный момент по основному объему госзаказов и так работают российские предприятия. Аркадий Дворкович привел цифры по этому вопросу – локализация предприятий сейчас составляет 30-40%, а согласно планам правительства, этот показатель к 2018 году должен дойти до 60-70%.
Представитель Ассоциации европейского бизнеса рассказал, что в законопроекте нет ясных требований, касающихся локализации зарубежного производства, так как в поправках к нему они не описаны. Он вспоминает, что бывали случаи, когда компании, уже имеющие свое производство в РФ, исключались из списка отечественных производителей. При этом чиновники не объясняли причины исключения. Подобные ситуации, по словам представителя Ассоциации, нередко случаются на местном уровне регулирования в региональных субъектах России.